Научная статья на тему 'Смешанное обучение как механизм формирования навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся'

Смешанное обучение как механизм формирования навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1497
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / НАВЫКИ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ "ОТ КОНЦА" / PERSONALIZED EDUCATION / BLENDED LEARNING / STUDENTS' PROJECTS / RESEARCH SKILLS / BACKWARD PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любомирская Наталия Вениаминовна, Рудик Елена Леонидовна, Хоченкова Татьяна Евгеньевна

Первая технологическая революция в образовании и появление печатных учебников способствовали становлению массового образования «образования для всех». Вторая технологическая революция, цифровые технологии положили начало новому тренду в образовании персонализации, становлению «образования для каждого». Смешанное обучение является одним из мощных факторов персонализации. В предлагаемой статье рассмотрены некоторые модели смешанного обучения и представлены методические рекомендации по организации учебной деятельности при использовании технологии смешанного обучения. Конкретные кейсы позволяют на примерах увидеть, как цифровые технологии позволяют на новом уровне организовать проектную и исследовательскую деятельность учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любомирская Наталия Вениаминовна, Рудик Елена Леонидовна, Хоченкова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blended learning as a promoter of students’ project and research skills

The first technological revolution in education brought printed textbooks and public schools “Education for everybody”. The second technological revolution in education resulted in new trend in education, appearance of personalized approach and “education for everyone”. Blended Learning (BL) is one of the strongest factors promoting personalization of education. The present paper describes some of BL models and provides recommendation how to organize classroom activities in accordance with BL principles. Real cases show how BL practice promotes development of students' research skills.

Текст научной работы на тему «Смешанное обучение как механизм формирования навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся»

Смешанное обучение

Смешанное обучение как механизм формирования навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся

Blended learning as a promoter of students' project and research skills

Аннотация. Первая технологическая революция в образовании и появление печатных учебников способствовали становлению массового образования - «образования для всех». Вторая технологическая революция, цифровые технологии положили начало новому тренду в образовании - персонализации, становлению «образования для каждого». Смешанное обучение является одним из мощных факторов персонализации. В предлагаемой статье рассмотрены некоторые модели смешанного обучения и представлены методические рекомендации по организации учебной деятельности при использовании технологии смешанного обучения. Конкретные кейсы позволяют на примерах увидеть, как цифровые технологии позволяют на новом уровне организовать проектную и исследовательскую деятельность учащихся. Ключевые слова: персонализированное образование, смешанное обучение, проектная деятельность учащихся, навыки исследования, планирование «от конца».

Abstract. The first technological revolution in education brought printed textbooks and public schools - "Education for everybody". The second technological revolution in education resulted in new trend in education, appearance of personalized approach and "education for everyone". Blended Learning (BL) is one of the strongest factors promoting personalization of education. The present paper describes some of BL models and provides recommendation how to organize classroom activities in accordance with BL principles. Real cases show how BL practice promotes development of students' research skills.

Key words: personalized education, blended learning, students' projects, research skills, backward planning.

Любомирская

Наталия Вениаминовна,

доктор биологических наук, ординарный профессор, научный руководитель по лицейским программам Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва

nvlubow@hse.ru; LyubomirskayaNV@mgpu.ru

Рудик

Елена Леонидовна,

заместитель директора ЧОУ СОШ «Личность», г. Новороссийск

Индивидуальный проект в старшей школе

Хоченкова

Татьяна Евгеньевна,

учитель физики МАОУ «Лицей № 4», г. Рязань

Natalia V.

Lyubomirskaya,

National Research University Higher School of Economics, Academic Supervisor of Lyceum Programmes, tenured professor, Doctor of Sciences, Moscow

Elena L.

Rudik,

Private School "Lichnost", Deputy Head, Novorossiisk

Tatiana E.

Hochenkova,

Municipal School "Lyceum № 4", Physics Teacher, Ryasan

В качестве иллюстраций к статье представлены фотографии с уроков, проведенных в Гимназии Хорошколы в модели перевернутого урока и смешанного обучения магистрантами программы «Обучение физики и 5ТЕМ-образование» МГПУ под руководством к.п.н. С.А. Ловягина.

1. Смешанное обучение. Преимущества смешанного обучения. ФГОС второго поколения ориентируют на переход от обучения, где ученик - объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника.

Смешанное обучение - технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной классно-урочной системы и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и другими современными средствами обучения. Она является «синергетической, позволяющей более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения, и нивелировать или взаимно компенсировать недостатки каждого из них» [2].

В основе смешанного обучения лежит передача функции трансляции знаний цифровым носителям. Это с неизбежностью ведет к изменению функции учителя, предоставляет ему новые возможности использования урочного времени для организации проектной и исследовательской работы учащихся.

Преимуществами смешанного обучения являются формируемые в классно-урочном режиме личные (человеческие) связи, спонтанность, дающая возможность более быстрого усвоения новых знаний, и формируемые при электронном обучении в информационно-образовательной среде гибкость, адаптивность, индивидуализация, интерактивность обучения и глубина рефлексии. Гибкость предполагает, что время и место при смешанном обучении не ограничены строгими рамками урока и школы, темп и ритм обучения не привязаны к темпу и ритму работы других учащихся класса. Смешанное обучение обеспечивает вовлеченность в учебный процесс 100% обучающихся. Адаптивность реализуется как возможность организации учебного процесса для учащихся с разными возможностями и запросами. Индивидуализация осуществляется за счет выстраивания учебного процесса в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и возможностями обучающихся, при этом методические подходы и педагогические технологии, используемые учителем в классе, дополняются интерактивными учебными средствами и адаптивным программным обеспечением. Интерактивность достигается использованием вариативных форм и способов взаимодействия как участников образовательного процесса друг с другом, так и с контентом. Обучающиеся при смешанном обучении имеют время для того, чтобы более внимательно и глубоко рассмотреть и обосновать собственные суждения.

Смешанное обучение позволяет решить новые задачи, выдвигаемые сегодня в сфере образования:

Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Хоченкова Т.Е.

• расширить образовательные возможности обучающихся за счет увеличения доступности и гибкости образования, учета их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;

• стимулировать формирование субъектной позиции обучающегося: повышения его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;

• трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, способствующему конструированию обучающимся собственных знаний;

• персонализировать образовательный процесс, побудив учащегося самостоятельно определять свои учебные цели, способы их достижения, учитывая собственные образовательные потребности, интересы и способности, учитель же является помощником обучающегося.

2. Основные модели смешанного обучения [1]. Смешанное обучение складывается из 1) традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса; 2) интерактивного взаимодействия, опосредованного компьютерными телекоммуникационными технологиями и электронными информационно-образовательными онлайн ресурсами; 3) самообразования. Объем и сочетание названных компонентов варьируется и зависит от объективных и субъективных факторов. Так, например, доля компонента «самообразование» зависит объективно от возраста и личностных качеств обучающегося, ступени образования и одновременно определяется спецификой образовательной концепции образовательной организации.

Существует большое разнообразие моделей в зависимости от доли очного обучения и учебной деятельности, опосредованной ИКТ, а также от местоположения обучающегося в процессе учебной деятельности (в школе или за ее пределами). Любая комбинация, кроме моделей организации учебного процесса без онлайн учебной деятельности (традиционные формы) и заочного обучения, в котором полностью отсутствует прямое личное взаимодействие между учителем и обучающимся, может быть отнесена к смешанному обучению.

В качестве основных моделей сегодня целесообразно использовать модели группы «Ротация» и модели группы «Личный выбор», реализующие персонализированный подход.

Среди моделей группы «Ротация» наиболее популярными являются «Перевернутый класс» и «Смена рабочих зон (Ротация станций)».

Модель «Перевернутый класс» используется в том случае, если обучающиеся в классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации,

Индивидуальный проект в старшей школе

сформированности ИКТ - компетентности и регулятивных УУД; предполагает, что класс работает как одна группа, для которой очное общение с учителем чередуются с ИКТ - опосредованной учебной деятельностью. При этом реализация онлайн обучения осуществляется вне школы.

Модель «Смена рабочих зон» подразумевает выстраивание учебной деятельности в режиме игры - движения по станциям, на каждой из которых учащимся предлагаются разные задания. Чаще всего организуются три или четыре зоны: онлайн обучение, групповая самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа, работа с учителем. Эта модель предполагает закрепление определенного вида деятельности за определенной рабочей зоной, что снижает временные затраты на включение обучающихся в соответствующий вид деятельности. Учебная деятельность осуществляется в малых группах, что значительно увеличивает эффективность образовательного процесса.

Модели группы «Личный выбор» целесообразно использовать в старшей школе, если учащиеся имеют высокие показатели мотивации к учению, уровня сформированности ИКТ-компетентности, личностных и метапредметных навыков; предполагается, что образовательная деятельность и ответственность за ее результаты возлагается на обучающегося, так как процесс строится преимущественно с использованием удаленных интернет-ресурсов.

3. Организация образовательного процесса при смешанном обучении предполагает следующие действия:

• определение особенностей контингента учащихся в целом и отдельных классов (учебных групп, параллелей, «межшкольных» параллелей);

• выбор подходящей модели(ей) для имеющегося контингента с учетом его особенностей;

• планирование образовательного процесса, предполагающее составление учебного плана, определение долей трех компонентов смешанного обучения (очного, ИКТ-опосредованного и самообразования), времени и форм итогового контроля;

• обеспечение реализации компонентов очного (подбор кадров, предоставление школьного пространства и средств обучения), ИКТ-опосредованного (предоставление интернет-ресурсов на базе договоров с их владельцами), самообразования (организация установочного консультирования и контроля);

• оценивание и контроль результатов обучения.

4. Планирование учебной деятельности при смешанном обучении.

Основной принцип, используемый при планировании, -это планирование «от конца». Прежде всего учитель должен определить, какие результаты он ждет по завершении изучения

Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Хоченкова Т.Е.

определенного фрагмента курса. Учебные цели есть ожидаемые результаты учения. Учебные цели должны быть ориентированы на деятельность учащегося и формулироваться, начиная со слов «Учащийся сможет......

После определения учебных целей планируется процедура оценивания. Планирование и оценивание организуют учебный процесс и находятся во взаимосвязи. При планировании тематического раздела сразу определяется, как будет проводиться констатирующее оценивание (по завершении освоения определенного фрагмента курса), при планировании урока -то, как будет осуществляться формирующее оценивание (в ходе освоения учебного материала). Учебные цели ложатся в основу определения критериев оценивания.

После определения учебных целей и способов проверки их достижения (оценивания) учитель планирует свою деятельность.

План действий - совокупность тех видов деятельности, которые учитель будет предлагать учащимся и организовывать на уроке. Учителю необходимо выбирать наиболее эффективные для изучаемого содержания виды деятельности, учитывать интересы детей, заботясь о возникновении у учащихся мотивации к учебной деятельности.

Поскольку планирование урока должно быть прежде всего ориентировано на деятельность, то в соответствии со стимулами, обеспечивающими деятельность учащихся, возможны два подхода к построению урока: «от задания» и «от исследования».

Построение «от задания» предусматривает выбор задания, которое будет использоваться при констатирующем оценивании в итоге изучения темы. Применительно к каждому уроку учитель решает, какие задания будут предлагаться и зачем. Задания должны «раскрывать» тему и служить средством организации учебной деятельности. Целесообразно использовать виды заданий продуктивного типа: изобретение, карта, эссе, брошюра, интервью, письмо, резюме, автобиография или дневник, журнальная статья, стихи, рассказы и т.п., картина, скульптура и т.п., стенд, выставка, реклама, исследование, исследовательская статья, научный прибор, инструкция по применению, правила или устав, рецензия на книгу, новая глава в книгу, иллюстрированная книга, видео, газета, социальная акция. Для разных детей могут предлагаться разные задания.

Второй подход - построение урока «от исследования» -эффективен для формирования метапредметных навыков.

Исследование - активная деятельность учащихся при решении поставленных вопросов, предполагающая сбор и анализ данных. Исследование стимулируется учителем путем предъявления проблемы, дилеммы, противоречия, которые выступают в качестве стимула. Исследование предполагает описание проблемы, предложение по ее решению, выводы. Формы

Индивидуальный проект в старшей школе

организации учебной деятельности при построении «от исследования» следующие: беседа с последующим обсуждением, приглашенный спикер, дискуссия/дебаты, рабочая тетрадь, изучение конкретного примера (Case study), исследование, совместное исследование, «группа экспертов», мозговой штурм, работа в малых группах, ролевая игра.

В условиях смешанного обучения после выбора модели необходимо спланировать, какое место в учебном процессе будет принадлежать каждому из компонентов - очному, ИКТ-опосредованному, самообразованию. Уже сам выбор модели задает первичное соотношение временных и содержательных характеристик компонентов. В зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей конкретного ученика, учебной группы, класса, параллели должны приниматься решения о соотношении разных компонентов в образовательном процессе и о корректировке этого соотношения.

Современное образование требует выстраивания субъект-субъектных отношений между учителем и учеником. Учитель должен стать помощником в учении. Необходимым условием при этом является активная роль учащегося в учебном процессе. Смешанное обучение в наибольшей степени способствует установлению таких отношений, поскольку вынуждает учителя переложить долю контроля учебного процесса, а значит и ответственности за его протекание и результат, на учащегося. Построение учебной деятельности «от задания» или «от исследования» способствует формированию и развитию навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся в рамках урочной деятельности.

В условиях смешанного обучения от учителя требуется понимание принципов системно-деятельностного подхода в обучении и способность организовать обучение с использованием этого подхода. В соответствии с ФГОС второго поколения учитель должен:

• выстраивать субъект-субъектные отношения с учениками, выступая в роли эксперта, коллеги, старшего товарища;

• уметь самостоятельно осуществлять планирование каждого этапа учебного процесса и видеть процесс в целом;

• быть способным организовывать содержательную деятельность учащихся в разных формах, включая проектную и исследовательскую;

• владеть разными способами и методами оценивания;

• проводить рефлексию образовательного процесса и саморефлексию;

• уметь распознавать персональный познавательный стиль ученика и осуществлять принципы дифференциации, индивидуализации и персонализации в обучении;

• уметь работать в команде;

• уметь работать в сети в качестве сетевого учителя;

Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Хоченкова Т.Е.

• обладать навыком распределения внимания между группами в ситуации, когда группа не одна.

Учитель же ответственен за создание такой педагогической ситуации, в которой молодой человек не только приобретает знания, но и имеет возможность сам оценить свою учебную ситуацию, стать активным участником разработки собственной образовательной траектории.

Использование технологии смешанного обучения и для учителя раздвигает горизонты его деятельности, способствуя реализации его творчества и креативности. Ниже приведены два кейса, в которых учителя создают и используют электронные ресурсы не в качестве дополнения к учебному материалу, а как основной инструмент организации учебной деятельности.

Кейс 1. Анализ опыта создания и внедрения онлайн модулей в школьную программу на примере преподавания физики в МАОУ« Лицей № 4» г. Рязани

Сегодня использование онлайн обучения в виде массовых открытых онлайн курсов (МООК) активно вошло в высшее образование. Многие университеты представляют на образовательных платформах по 10-20 авторских курсов. Сегодня собственные МООК-платформы имеют такие страны, как США, Германия, Испания, Великобритания. В России передовые технологии МООК представляют ведущие университеты: МГУ, НИУ Высшая школа экономики, МФТИ, СПбГУ и др., как в рамках международных образовательных платформ (Coursera), так и собственных (edx.tsu.ru). Системным прорывом стала организация академических образовательных проектов Лек-ториум (https://www.lektorium.tv), Универсариум (https:// universarium.org), Открытое образование (openedu.ru), Сте-пик (stepik.org) и др. Таким образом, МООК в России имеет большой потенциал развития. Однако в среднем образовании использование электронного и смешанного обучения пока не нашло широкого применения. Возможно, это связано с недостаточной осведомленностью педагогической общественности об этой технологии, сложностями в технической реализации курса, а также недостатке качественных электронных ресурсов, несмотря на их многочисленность.

Электронные ресурсы можно создавать самостоятельно, причем это не требует ни особых компьютерных навыков, ни существенных финансовых затрат. Ниже приведено описание некоторых электронных ресурсов, самостоятельно разработанных Т.Е. Хоченковой, учителем физики Лицея № 4 г. Рязани.

«В гостях у физики: тепловые явления». Курс создан на платформе Canvas (США), предназначен для изучения темы «Тепловые явления» курса физики 8 класса на базовом уровне. Структура курса имеет несколько блоков, позволяющих обучающимся в случае невозможности посещения уроков в школе получить

Индивидуальный проект в старшей школе

необходимые знания и практические умения. Структура курса содержит несколько блоков: организационный, информационный, тренингово-практический, контролирующий, коммуникативный. Информационный блок - теоретико-познавательный модуль с логически законченной частью учебной информации, необходимой для освоения дидактических единиц курса. Содержит видеолекции с интерактивными заданиями, презентациями, тексты, справочные материалы по изучаемой теме. Блок контрольных вопросов содержит качественные задачи (правда-ложь), задачи с выбором ответа, расчетные задания. Использование онлайн курса позволило изменить привычную модель образования и обеспечить мотивированному школьнику возможность учиться, находясь в любом месте и в любое время.

«Механические колебания», «Механические волны. Звук», «Производство, передача и использование электрической энергии». Курсы созданы на платформе Eliademy (Финляндия), предназначены для изучения тем курса физики 11 профильного (физико-математического) класса на углубленном уровне. Каждый курс разделен на отдельные темы-модули. Работа с каждым из них подразумевает изучение теоретического материала лекций, презентаций, примеров решения задач, знакомство с видеофрагментами экспериментов, выполнение лабораторных работ, тренинговых заданий и преодоление блока контроля. В качестве обратной связи обучающимся предлагается итоговая анкета, в которой они высказывают собственное мнение о курсе. На платформе имеется возможность ведения форума по возникающим вопросам. Курсы имеют возможность дифференциации для формирования индивидуальной траектории школьника. Для рекламы курса, первоначального знакомства с его содержанием создан демонстрационный ролик. Применение курсов показало, что школьник сам управляет своей образовательной траекторией, глубиной изучения материала, темпом прохождения и т.д. Это делает образование осмысленным, целенаправленным.

«Будьте здоровы!» Курс создан на платформе Eliademy (Финляндия), предназначен для изучения курса внеурочной деятельности «Физика человека» для обучающихся 7-11 классов, ориентирован на освоение теоретических и практических основ физических знаний об организме человека, которые реализуются в повседневной жизни, популяризируют здоровый образ жизни, способствуют выбору правильных моделей собственного поведения, позволяющих надолго сохранить здоровье и долголетие. Теоретическая часть курса предусматривает формирование представлений о физике человека. Изучение материалов курса поможет узнать особенности своего организма, научиться применять законы физики при объяснении процессов, происходящих в живых организмах. «Будьте здо-

ровы

интегративный курс, позволяющий устанавливать

Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Хоченкова Т.Е.

причинно-следственные связи, существующие в живой природе, мотивирующий к более глубокому изучению физики, биологии, бионики. В практической части курса совершенствуются навыки проведения экспериментальных исследований, моделирования явлений, представления результатов в виде таблиц, графиков, развиваются интеллектуальные компетенции при решении физических задач. Курс позволяет ознакомиться с основным арсеналом физических параметров собственного организма, резервами физического здоровья человека, правильным их использованием, сохранением и развитием. Выбор моделей собственного здоровьеформирующего поведения, профилактика нарушений состояния здоровья, прогнозирование повышенного риска развития заболеваний и их устранение -практические компетенции, формирующиеся у слушателей в процессе прохождения курса.

«Дифракция света». Курс создан на платформе Eliademy (Финляндия), является синхронным, предназначен для поддержки учебного процесса при изучении одноименной темы в курсе физики профильного (физико-математического) 11 класса. Изучать учебные материалы и выполнять экспериментальные задания школьник может в любое удобное время. Содержание курса представлено несколькими модулями, разработанными для освоения теоретических и практических основ физических знаний о дифракции света, изучения условий ее возникновения, наблюдения явления в природе. Включение экспериментальных исследовательских заданий позволяет использовать полученные компетенции для решения качественных и расчетных задач. Курс позволяет сделать процесс индивидуализированным, дифференцируя его по степени сложности, выстроить индивидуальную образовательную траекторию при изучении предмета. Для цифрового поколения учащихся, предпочитающих проводить время с использованием гаджетов, гибкое построение образовательного процесса является дополнительным преимуществом, позволяет им работать автономно, мотивируя на достижение высоких образовательных результатов.

В ходе разработки этих ресурсов автором получен опыт использования различных платформ для организации дистанционного обучения, реализации курсов в практической деятельности учителя, создания контента для образовательной деятельности. По сравнению с традиционной системой обучения преподаватель получает ряд преимуществ, позволяющих сконцентрироваться на общих результатах обучения: статистику процента выполненных заданий, позволяющих выделить проблемные зоны обучающихся, времени, проведенного школьником за изучением темы, рефлексию по итогам обучения.

Основными преимуществами онлайн курсов являются: • формирование учебной автономии школьников;

Индивидуальный проект в старшей школе

• академическая мобильность - курсы доступны для прохождения в любое удобное время, в любом месте;

• активная образовательная среда и использование современных технологий и методик (автоматизированный контроль знаний, интерактивные задания, возможность работать с информацией, представленной в различных форматах: визуальной, текстовой, звуковой и др.);

• открытие возможностей глобального образования (лекции ведущих профессоров, видеофрагменты опытов лабораторий вузов и др.);

• формирование новых навыков и умений работы в цифровой среде;

• получение высокого мотивационного импульса в целом к обучению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комплексное изучение мнения школьников, обучавшихся на МООК, показывает, что абсолютно все представители цифрового поколения позитивно воспринимают идею получения образования в новом формате, готовы тратить время в сети не только на игры и развлечения, но и на учебу. Ответы на вопрос «Каково ваше отношение к мобильному обучению, набирающему все большую популярность во всем мире?» показали, что все знакомы с такой формой образования. 15% респондентов ответили, что используют ее для получения дополнительного образования, 35% ребят интересно получать знания при такой форме организации учебного процесса, 50% опрошенных считают, что стоит увеличить использование новых методов обучения, никто не высказался только за традиционные методы обучения «учитель-ученик».

Около 70% школьников после прохождения одного онлайн курса решают пройти еще один или более. Интересно, что существование форумов, обсуждений между участниками курса становится положительным, мотивирующим фактором. Развитие информационных технологий ведет к поиску и апробации новых форматов обучения, созданию современной цифровой образовательной среды.

Школьникам, живущим в цифровой среде, легко приобретающим нужные для жизни навыки и компетенции, нужно дать возможность стать архитекторами собственного образовательного пространства, выбирать в динамичном темпе жизни направление реализации своего потенциала, уровня усвоения предметного материала, способности нести ответственность за свой выбор. Гибкость образовательной системы, возможность выбора места, времени, скорости изучения решает трудности усвоения предметного материала в случае пропуска учебных занятий.

Учитель получает больше возможностей для творческой организации учебного процесса в классе. Уходят скучноватые моменты изучения теории, требующие пассивного восприятия

Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Хоченкова Т.Е.

обучающимися учебного материала, активная деятельность школьников становится практико-ориентированной. Научный квест, занятие в лаборатории вуза, практикум по решению задач, проектная деятельность, участие в конференции - всевозможные форматы организации учебной работы становятся возможными, повышая эффективность обучения, вовлекая школьников в процесс непрерывного образования, мотивируя узнавать новое.

Кейс 2. Модель смешанного обучения «Веб-квест» (на примере «Веб-квеста по книге В. Каверина «Два капитана»)

С проектом можно познакомиться по ссылке http://web-kvest.ru/

Данный проект составлен для учащихся 5-11 классов, рассчитан на работу в течение 2-3 недель. Он запускает механизм исследовательской и проектной деятельности через прочитанные художественные произведения.

На площадке http://web-kvest.ru/ собраны 12 созданных моделей по 12 художественным произведениям с разработанными ролями, а также задачами для исследования и полезными интернет-ссылками.

Основные задачи:

• Формирование и развитие инновационных компетентно-

стей всех участников образовательного процесса:

- развитие читательской культуры и грамотности;

- навык работы с текстовой информацией с экрана;

- организация поисковой и исследовательской работы;

- использование ИТ для поиска, обработки, хранения текстовой и графической информации;

- самообучение и самоорганизация;

- работа в команде;

- умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

- навык публичного выступления.

• Повышение мотивации к самообучению.

• Реализация креативного потенциала.

Структура проекта

Начальный этап:

Урок «Запуск проекта». Примерный ход урока:

1. рассказ учителя: первые сведения о произведении, об авторе (сопровождается показом презентации, используются стратегии чтения);

2. знакомство с планом проведения web-проекта;

3. знакомство с web-квестом;

4. выбор ролей;

5. получение web-адреса web-квеста.

Индивидуальный проект в старшей школе

Ролевой этап: -шеЬ-квест «Два капитана».

WEB-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся (дома или на уроке), выполняя ту или иную учебную задачу.

Виды заданий, используемые в данном web-квесте:

• компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников;

• творческое задание - творческая работа в определенном жанре;

• оценка - обоснование определенной точки зрения;

• аналитическая задача - поиск и систематизация информации;

• пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате;

• научные исследования - изучение различных открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников. Особенностью образовательного web-квеста является то,

что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных web-сайтах. Список этих интернет-ресурсов подготавливают учителя, организующие работу web-проекта.

Результатом работы с web-квестом является публикация лучших работ учащихся в виде web-страниц (локально или в интернете) или презентаций. Заключительный этап:

• итоговый урок-отчет;

• литературная конференция. Технологическую карту web-проекта см. на стр.177.

Литература

1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмархов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди, 2016.

2. Долгова Т.В. Смешанное обучение - инновация XXI века // «Интерактивное образование». 2017. № 5. С. 2-9.

Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Хоченкова Т.Е.

Технологическая карта web-проекта

I Организация деятельности учителей II Организация исследовательской деятельности учащихся III Деятельность учеников IV Подведение итогов работы

- организация работы по созданию шеЬ-проекта -ознакомление обучаемых с новыми знаниями; - разъяснение учащимся целей и задач данного шеЬ-проекта; - организация эвристической и исследовательской деятельности; - проверка, оценка полученных знаний - формулирование задания; - ознакомление с планом работы - восприятие новых знаний; - приобретение новых знаний и их систематизация; - приобретение умений и навыков поиска информации - анализ и синтез полученной информации - обобщение; - систематизация знаний; - оценивание содержания презентаций учеников, умения представить результаты

Компьютер учителя Сетевой класс, планшеты Сетевой класс и домашний компьютер, планшеты Экран, проектор, компьютер учителя

1. Составление плана шеЬ-проекта. 2. Определение ролей персонажей. Постановка задач каждой роли. 3. Формирование групп учителей, курирующих данного персонажа. 4 Поиск и исследование информационных ресурсов по теме квест-урока каждой группой. 5. Составление списка информационных ресурсов. 6. Составление шеЬ-квеста. 7. Выработка критериев оценки работ учащихся. 8. Проведение уроков «запуск проекта». 9. Курирование работы учащихся. 10. Проведение итоговых уроков-отчетов. 11.Организация литературной конференции На уроке «Запуск проекта»: 1. слушают рассказ учителя, получают первые сведения о произведении, об авторе; 2. знакомятся с планом проведения шеЬ-проекта; 3. знакомятся с направлениями исследования по произведению; 4. знакомятся с шеЬ-квестом; 5. выбирают (можно группой или индивидуально) роли; 5. выбирают куратора работы и назначаются консультации; 6. выполняют задачи шеЬ-квеста 1. Читают произведение. 2. Выбирают (можно группой или индивидуально) роли и выбирают куратора. 3. Составляют план поиска информации и информационных объектов. 4. Исследуют информационные ресурсы, предлагаемые web-квестом, отбирают видеофрагменты, аудиофрагменты, фотографии, статьи и другой материал. 5. Консультируются с куратором и готовят отчет: презентацию Power Point, устное выступление с иллюстративным материалом на основе презентации Power Point, доклад, сайт, устное выступление «Проба пера» 1. Просмотр и защита ученических работ в каждом классе. Выбор лучших работ. 2. Просмотр и защита лучших работ на общешкольной итоговой конференции

ш, %

Со Л* С t IW ЙС»' Л п .Ни м)С

Индивидуальный проект в старшей школе

Приложение

Cравнение платформ для размещения онлайн курсов

Eliademy компании СВТес, Финляндия

https://eliademy.com/ru

Удобство использования (преимущества и недостатки)

• Система управления обучением (контроль доступа к курсу (свободный или закрытый, по приглашениям), сроки доступа, время выполнения заданий, система уведомлений о действиях учителей и обучающихся), аналитика (прогресс решения задач, % выполнения курса), возможность отправить задание на доработку, оценить работу, отправить комментарий.

• Есть возможность выдать электронный бесплатный сертификат о прохождении курса.

• Поддержка русского языка. Функционал платформы

• Возможность создания полноценного онлайн курса, его редактирования, представления информации в разных форматах (текст, таблицы, медиа: презентации, видеофрагменты, интерактивные задания, голосовые заметки).

• Поддерживает YouTube, Slideshare, Prezi еще более 160 сервисов.

• Есть форум, где можно вести обсуждение, отвечать на вопросы обучающихся.

• В премиум версии возможно проведение вебинаров, назначение ролей администрирования курсом, управление пользователями.

Стоимость

Бесплатная регистрация и использование, премиум версия 10 €/мес.

Moodle. Основатель системы управления курсами Martin Dougiamas, Австралия

https://moodle.org/

MOODLE — Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (Модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения).

Удобство использования (преимущества и недостатки) Инструментальная среда, позволяющая обеспечить настройки доступа (курс открытый или закрытый), установить его продолжительность). Разнообразные способы представления учебного контента различного формата (аудио, видео, текст, книги, флэш и др.), проверки знаний и контроля успеваемости (опросы, глоссарии, анкеты и небольшие базы данных). Вариативность создания форм тестов, включая графические, форм проведения (контролирующее, обучающее, критериальное, с взаимной проверкой). Уникальная возможность вставить онлайн курс как модуль в другие сайты с помощью специального программного кода. Поддержка русского языка.

Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Хоченкова Т.Е.

Функционал платформы

Реализация стратегий дифференцированного обучения на основе создания групп с различным учебным контентом, материалом, формирование последовательности учебных тем, способа доступа к нему в зависимости от степени изучения предыдущих фрагментов. Дополнениями к системе являются видеоконференции, аудио- и видеочаты, массовая рассылка сообщений, средства организации совместной или индивидуальной проектной работы, блоги, форумы, практикумы, возможность формирования электронного портфолио (дневник с оценками и комментариями преподавателей). Потребляет много ресурсов, многие инструменты громоздки. Сложный интерфейс, который требует серьезного изучения.

Стоимость

Полностью бесплатная, но требует установки (нужен сервер, хостинг и т.д.). Имеет облачный сервер MoodleCloud, но бесплатен только для 50 пользователей

Canvas компании Instructure, США

https://www.canvas.net/

Удобство использования (преимущества и недостатки)

• Зарегистрированный пользователь получает приглашение на курс, или возможна самозапись. Особенностью платформы является возможность добавления нескольких преподавателей или ассистентов для ведения курса.

• Аналитика процесса обучения доступна после регистрации обучающихся на курсе в качестве студентов.

• Поддержка русского языка. Функционал платформы

• Создаваемый курс состоит из отдельных модулей, с возможностью определения даты публикации, срока выполнения контрольной работы. Каждый модуль содержит разнообразный контент, включая импорт внешних ресурсов.

• Инструменты платформы включают вики-страницы, задания, тесты, инструменты оценивания и взаимного оценивания, проведение конференций, обсуждений, совместное редактирование документов.

Стоимость

Бесплатная регистрация и пользование.

Teachbase компании «Интернет-школа», Россия

https://teachbase.ru/

Удобство использования (преимущества и недостатки)

• Является облачным ресурсом, не нужно устанавливать на сервер.

• Нельзя создавать и загружать интерактивные курсы.

• В системе могут возникать временные сбои в работе.

• Преимущество - очень простой, интуитивно понятный интерфейс. К недостаткам относится невозможность

Индивидуальный проект в старшей школе

формирования групповых отчетов с результатами выполнения отдельного задания.

• Платформа полностью на русском языке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функционал платформы

Курс представляет собой последовательность различных учебных материалов, тестов, заданий. Контент курса может содержать презентации, тестовые документы, картинки, аудиофайлы и видеоролики. Есть возможность создания библиотеки учебных материалов (размер ограничен 2-500 Гб), проведения вебинаров с возможностью их видеозаписи. Подробная визуальная аналитика процесса обучения (графики, диаграммы): какие пользователи проходят курс, как часто, сравнение времени, затраченного на курс, статистика набранных баллов. В структуре курса есть обсуждения.

Стоимость

Стоимость использования зависит от выбранного тарифа (определяется числом обучающихся, объемом памяти базы знаний, периодом пользования). Стоимость тарифа на 30 пользователей, 2 Гб памяти составляет 2900 руб./мес. (30720 руб./год).

Stepic. Основатель Николай Вяххи, преподаватель Санкт-Петербургского академического университета, Россия

https://stepik.org/

Удобство использования (преимущества и недостатки)

Многофункциональная, гибкая образовательная платформа, простой конструктор онлайн курсов для изучения математики, информатики и других точных наук. Созданные материалы (курсы или отдельные уроки) можно хранить для самостоятельной подготовки пользователей, встраивать на другие сайты и образовательные платформы. Возможность встраивать интерактивные уроки, видеофрагменты, проводить олимпиады и конкурсы. Ресурс позволяет конструировать индивидуальную образовательную траекторию.

Функционал платформы

Создаваемый курс состоит из отдельных уроков, сгруппированных в тематические модули. Они существуют отдельно или собираются в библиотеку на платформе. Уроки состоят из «шагов», которые могут быть текстом, видеолекцией или практическим заданием. Каждый «шаг» - это картинка, небольшой текст, ссылка, вопрос или тест. Строгой структуры нет - можно осуществлять проверку знаний после каждого «шага». Есть возможность использовать 20 типов заданий, включая тесты, числовые задачи, задания с математическими формулами и химическими уравнениями, паззлы, задачи на программирование.

Аналитика образовательного процесса позволяет следить за прогрессом обучающихся.

Стоимость

Бесплатная регистрация и использование, платная версия (2900 руб./мес.) включает возможность проведения экзамена с верификацией личности, выдачу сертификата. СТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.